Хрущевская оттепель - это распутица, в которой увязла и заржавела машина СССР.
Я уже писала статью о том, чего бы точно не сотворил Л. П. Берия, окажись у власти он, а не "дорогой наш Никита Сергеевич", а теперь хотелось бы поговорить о том, как мещанистый антикоммунист Хрущев расправился со сталинским духовно-нравственным наследием. И начну я с эпизода в жанре нуарной комедии, который, может быть, чем-то напомнит читателю совсем недавние события.
Итак, очередной съезд партии, и под конец 30 октября 1961 года выступает Первый секретарь Ленинградского обкома Иван Спиридонов с утверждением, что в обком просто потоком идут резолюции собраний трудящихся, в которых требуют вынести тело покойного генсека (И. В. Сталина) из мавзолея, за ним с тем же утверждением на трибуну поднимается Петр Демичев, который ссылается в своём выступлении на точно такое же массовое желание московских рабочих ("дивный человек с чистой совестью" по словам Е. Образцовой. Ну да, как знать, как знать...), а потом на трибуну взобралась старая большевичка Дора Абрамовна Лазуркина, у которой к тому времени уже было диагностировано психиатрическое заболевание, и сообщила, что ей лично ночью явился дух Владимира Ильича и заявил, что его тело не желает лежать рядом со Сталиным:
Я всегда в сердце ношу Ильича и всегда, товарищи, в самые трудные минуты, только потому и выжила, что у меня в сердце был Ильич и я с ним советовалась, как быть. Вчера я советовалась с Ильичем, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии.
И огромный зал, битком набитый "настоящими атеистами" (а Хрущев, я напомню, если кто забыл или не знал, яростно боролся с православием и во время его правления было разрушено или закрыто множество сохранившихся, несмотря на все невзгоды революции и ВОВ храмов - об этом можно прочитать в том числе у Вл. Солоухина), разразился аплодисментами престарелой духовидице. Ну да, в Бога они не верили, а вот в потустороннее... Скрепно сидят суеверия в людях.

И мало кто из собравшихся знал (кроме предоставивших слово безумной бабуле), что выдумывать события, видеть невидимое и слышать неслышимое и, что самое опасное, распространять истории о них эта дама начала сразу же после убийства С. М. Кирова, пытаясь оговорить П. И. Струппе - председателя Ленинградского облисполкома в то время и его секретаря Иовлева, за что и получила срок, потому что следователи, к которым попал материал о её возмутительных повествованиях, медицинского образования в области психиатрии не имели, а иных отклонений в речах и поведении замечено не было. Это уже потом, её товарки и соседки по заключению вспоминали, что в лагере следователь, ведший её дело, "постоянно по ночам следит за ней по телевизору", что она принималась во сне спорить с людьми и т. д. Знали ли об этом организаторы сенсационного выступления Доры? Несомненно, знали. Так что обличителей " преступлений рЭжима" надо прежде всего проверять на адекватность.
Как известно, Сталина из Мавзолея выносили втихую, ночью, оцепив Красную площадь, под охраной автоматчиков - так боялись возмущения тех, от кого, якобы, получали "требования вынести тело". Хоронили не только Сталина, на самом деле хоронили народное уважение к лидерам партии и её съездам. В той же могиле закопали.
Из воспоминаний Н. Берлева, непосредственного участника событий, в ту пору ему было 21 и он служил разводящим на посту №1.
Народ волновался. Население было взбудоражено, выражалось недовольство решением съезда и тем, что партия и правительство, как всегда, не сочли нужным посоветоваться с народом...
Я напомню, что к моменту "выноса тела" уже случилась "рязанская мясная катастрофа" 1959-1960 годов, были уничтожены "сталинские артели" и МТС (машинно -тракторные станции, что нанесло ощутимый финансовый удар по колхозам), в стране нарастал продовольственный дефицит и всего несколько месяцев оставалось до событий в Новочеркасске 1-2 июня 1962 года.
О достижениях Никиты Сергеевича в деле развала экономическоо наследия ИВС я уже писала здесь и здесь.
Хрущев не жалел сил на отвлекающие маневры, не понимая, что этим только увеличивает раздражение в стране.

Но для овладения умами мало было "свергнуть память о Сталине", нужны были новые идеи, и с этим пытались справиться фантасты нового будущего - братья Аркадий и Борис Стругацкие, создававшие для советских читающих граждан свой "Мир полудня", начавшийся с "Шести спичек".
Читая в школьные годы Стругацких (а это было маст хев для советского подростка), я не могла отделаться от чувства неприязни к созданному ими "блистающему миру", какой-то скрытой в нём жестокости и пренебрежения к людям, как будто они собирались написать одно, а из под пера, извиваясь, раз за разом выползало на свет нечто другое. И "Далёкая радуга"только укрепила моё негативное отношение - выбор между плохим и худшим, подлый, лукавый выбор,
А нравившийся атмосферой приключений и борьбы в юности роман заиграл новыми красками после этого откровения А. Чубайса:
Егор Гайдар как-то позвонил мне и говорит: «Ты думал, что из себя представляет мир Стругацких? Ты вспомни их роман „Трудно быть богом". А ведь это и есть либеральная империя, когда приходишь куда-то с миссией и несешь с собой нечто, основанное на свободе, на правах человека, на частной собственности и предприимчивости, на ответственности. Бремя правого человека.
Ага, и как-то быстро и бесследно слетела вся драпирующая шелуха о превращении в этом случае из колониста в колонизатора...
И вот пописывали плодовитые -талантливые братья, обещая не слишком искушенным в философии МНСам и школьникам сверкающий "Мир Полудня", без экономики, но с идеей постоянной тяги к самопожертвованию: люди, не понимавшие основ марксизма, и не желавшие их изучать описывали общество, доступное их понимаю, а получался почему-то сытый фашизм с КОМКОНом во главе.
Из людей, воспринявших такие идеи как путеводные, и выросли Чубайсы с Гайдарами, легко пожертвовавшие своими соотечественниками во имя "бремени правого человека", себя они считали прогрессорами, а нас... Литература хрущевской оттепели вырастила могильщиков СССР.
Не даром же Егор Гайдар женился на дочери Аркадия Стругацкого Марии. Общность воззрений, как и шило в мешке, не утаишь.

Кстати, в 2004 году Аркадий Стругацкий сокрушался о "возвращении совка" - так теперь он называл страну, идеалы которой якобы воспевал в произведениях...
Запустение на фермах, случившееся в 1959-60 г.г. и неурожаи на полях - явление временное и преодолимое, а вот пустота в сердце и отрава в головах гораздо опаснее, а именно это принесла с собой народам СССР хрущевская оттепель, или, как называет её историк Е. Спицын "хрущевская слякоть".
"Есть лишь одна проблема – одна – единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы..." (Антуан Де Сент-Экзюпери), "Человечество не надо завоёвывать – его можно без особого труда просто купить" - откликнулся Б. Стругацкий в 1966 году.
В 2008 году на открытой "для народа неразумного" части конкурса Имя России победил И. В. Сталин. И это вселяет надежду на то, что морок так и не одолел людей окончательно.
Закопали, оболгали, но так и не смогли победить.
Свежие комментарии