У меня иногда возникает ощущение, что некоторые государственные компании на самом деле государству не принадлежат, а работают исключительно на свой влиятельный менеджмент. При этом сам менеджмент обожает использовать в свое оправдание аргумент, что их привилегии, деньги и откровенно неспортивное поведение - это все на самом деле идет на благо России, а значит, все в порядке.
Я вот не заметил, чтобы России была польза от того, что менеджмент какой-то крупной компании получает сверхвысокие бонусы и зарплаты. Или от того, что та же Роснефть просто выжигает напалмом инвестиционный имидж нашей страны.
Итак, новость от 20 июня, Интерфакс:
"Президент России Владимир Путин попросил главу "Роснефти" Игоря Сечина на годовом общем собрании акционеров компании рассмотреть вопрос о выплате дивидендов в размере 50% от чистой прибыли. "Конечно, просил бы вернуться (на общем собрании акционеров) к вопросам фискального характера, а именно, к выплате дивидендов в 50% от чистой прибыли", - сказал он главе "Роснефти" в ходе встречи."

Вроде бы все понятно. Президент страны вежливо указал руководству Роснефти - компании, которая подконтрольна государству, на то, сколько денег нужно заплатить в бюджет. Ведь государство главный акционер и если все художества менеджмента Роснефти - это ради интересов Родины, то вот он - звездный час! Надо лишь перечислить в бюджет дивиденды в 50% прибыли и утереть всем нос, показав свою эффективность. И что мы имеем в итоге?
Новость от 22 июня, Интерфакс:
"Акционеры НК "Роснефть" на годовом собрании одобрили выплату дивидендов по итогам 2016 года в размере 5 руб. 98 коп. на одну обыкновенную акцию, сообщил корреспондент "Интерфакса" с собрания. Таким образом, на дивиденды будет направлено 35% чистой прибыли по МСФО, или 63,4 млрд. руб."

Так и хочется спросить "а что так можно было?" Оказывается, можно! Но вот только не надо после этого мне рассказывать о том, что вся деятельность менеджмента Роснефти - в том числе выписка себе бонусов, а также абсолютно безобразный юридический наезд на АФК Систему - это все на благо Родины. После такой инсубординации в отношении президента вряд ли кто-то в это может поверить. Там, видимо, другие интересы в деле.
И вот на фоне этой инсубординации я начинаю верить в то, что на условиях анонимности рассказал один директор федерального СМИ, которого интервьюировали аналитики экспертного центра "ЦСР Платофрма" для своего исследования инвест-климата в России. Он сказал, цитирую, что "Конфликт может исчерпаться раньше, чем мы думаем. По слухам, президент Путин был очень удивлен [иском «Роснефти» к АФК»], т.к. по его версии история с «Башнефтью» исчерпана еще в 2014-м… Не исключено, что перед «Роснефтью» поставлена задача красиво выйти из ситуации."

Прямо сейчас, вместо того чтобы красиво выходить из ситуации, Роснефть доводит градус абсурда ситуации до невиданных высот. Объясняю на примере. Буквально в пятницу Ведомости сообщили о планах руководства Роснефти разделить саму Роснефть на несколько холдингов, поделить между этими холдингами активы, и потом продать часть акций этих холдингов. Я даже не стану говорить о том, что, по-хорошему, приватизацию (а это и есть приватизация) причем в стратегической отрасли, надо бы согласовывать с правительством и президентом.
Тут нужно отметить, что руководство Роснефти собирается сделать то, за что оно сейчас требует с АФК система компенсацию в 170 миллиарда рублей. АФК Система тоже разделила свои активы на индивидуальные компании, и тоже продавала миноритарные пакеты в дочерних структурах. Роснефть, судя по сообщениям в СМИ, собирается сделать то же самое и это никого не волнует. Маразм крепчает день ото дня.

То, чем сейчас занимается "Роснефть", очень напоминает по духу рейдерство эпохи 90-х. Вряд ли государственную компанию стоит хвалить за те действия, которые приводят к уничтожению инвестклимата и росту недоверия участников рынка к государству и правовой системе в целом. Зачем вообще развивать бизнес в российской юрисдикции, если в любой момент может прийти кто-то и просто вытащить из этого бизнеса все деньги и активы?
Арест акций МТС в пользу Роснефти, сделанный за день до суда - это явное давление на суд и явная попытка сильно осложнить операционную деятельность АФК Система, причем арест был произведен несмотря на то что у АФК все в порядке с деньгами и если что она может выплатить Роснефти сумму иска.
"У компании достаточно возможностей, чтобы исполнить даже самое неблагоприятное решение суда, поэтому мы воспринимаем принятые меры обеспечения исключительно как ещё одно проявление абсурдности происходящего" - пояснил «Ведомостям» официальный представитель АФК «Система» Сергей Копытов.
Это уже явно вопрос не денежного характера, а попытка уничтожить бизнес АФК. Этого не почувствуют на себе абоненты МТС, но для акционеров это серьёзная встряска . Возможно, такое давление — арест акций МТС, это единственный способ госкомпании компенсировать слабость своей юридической позиции в контексте предстоящего судебного заседания.

И последнее. Выйти из ситуации красиво у Роснефти все-таки есть шанс. Пересматривать решение о выплате всего 35% прибыли в качестве дивидендов, вместо тех 50%, о которых говорил Путин - уже поздно. Но можно повысить дивиденды по итогам 2017 года, если у компании, конечно, есть совесть. А еще Роснефть может согласиться на предложение АФК Система привлечь к рассмотрению их дела стороннего аудитора, который даст оценку той самой реструктуризации, в которой Роснефть, в случае Башнефти, видит что-то ужасное. А в случае своей собственной реструктуризации не видит ничего плохого. Так можно обеспечить объективный подход и мирное решение одного из самых токсичных корпоративных конфликтов последних лет. Наверное, пора действительно выходить из всех неудобных ситуаций, а то вдруг президент захочет восстановить субординацию самым жестким и решительным образом.
http://ruslanostashko.livejournal.com/110578.html
Продолжение грустной саги Роснефти
Сегодня состоялся первый суд по иску Роснефти к АФК Система, и настрой суда уже более-менее понятен. Следующее заседание назначено на 12 июля, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Помимо этого, выяснилась интересная практика использования корпоративной электронной переписки в гражданских исках. Роснефть ссылается на некую компрометирующую переписку топ-менеджеров АФК от 2013 года, которая была найдена и зафиксирована в присутствии нотариуса Виктора Сидорука. Проблема в том, что, судя по процедуре осмотра той самой почты, описанной в документе нотариуса, он фактически читал почту, восстановленную из какого-то файла, а не саму переписку на почтовом сервере. В самой "переписке" не совпадают даты отправки сообщений, нарушен хронологический порядок писем, есть ситуации, когда письма пишутся в ответ на письма из будущего и так далее. Никакой технической экспертизы этой переписки проведено не было, я не услышал в обсуждении о контрольных суммах писем или, допустим, о подписях DKIM и так далее. Всё это наводит на грустные мысли по поводу технической продвинутости нашей судебной системы. Что там с конкретным почтовым ящиком - не понятно, но меня беспокоит сама схема: получается, что можно взять, скомпоновать файл с электронными письмами от любых адресатов, загрузить этот почтовый архив в программу для просмотра писем, а потом пригласить нотариуса, который это все заверит без того, чтобы озаботится вопросом происхождения того, что он собственно заверяет. А потом с этими заверенными скриншотами, которые могут носить фантастический характер, оказывается, можно идти в суд - и иметь неплохие шансы на победу. Это печально. Все-таки хочется, чтобы в XXI веке подлинность электронных доказательств определяли профильные эксперты, а не нотариусы. По крайней мере мне так было бы спокойнее.

Ладно, с инвестклиматом и спецификой российского судопроизводства все более-менее понятно, хотя я думаю, нас ожидают еще много увлекательных судебных заседаний. Меня, как налогоплательщика, интересует другое. Предположим, что Башнефть действительно несправедливо "ободрали" во время реорганизации. Но ведь когда Роснефть ее покупала у государства, она покупала ее уже "ободранной", и цену заплатила соответствующую, то есть с большим дисконтом. По справедливости, если Роснефть добьется удовлетворения своего иска, то полученные деньги, по крайней мере большую их часть, надо было бы отдать государству, у которого Башнефть была куплена Роснефтью по дешевке. Но что-то мне подсказывает, что государственный бюджет этих денег не увидит. Если кое-кто, несмотря на прямую просьбу президента, готов зажать 15% дивидендов компании, то уж о возвращении государству денег за ущерб, который якобы понесла Башнефть от реорганизации - это почти фантастика. Но я хочу верить в чудеса. Вдруг под новый год случится чудо и на бюджет прольется денежный дождь из сундуков Роснефти? В это чудо верится слабо, так же слабо, как в возможность более-менее сбалансированного судебного решения по обсуждаемому иску. Но надеяться все равно можно.

И последнее. Я не знаю, чем закончится суд, но из всей этой истории уже сейчас можно сделать один важный вывод. За деньгами компаний с государственным участием нужно очень тщательно следить. Нужно следить и за тем, как они тратятся, и за тем, как они зарабатываются, а то не ровен час проснемся в стране, в которой самый выгодный бизнес - это сутяжничество с последующим превращением полученных денег в икорницы и бонусы.
Свежие комментарии