Ознакомился с творчеством Урса Фишера детально. И похоже, правы Андрей Макаревич и Ксения Собчак — толпа не поймёт. Искусство, выставленной в Москве «Большой глины 4», концептуальное и тонкое. А художник Урс Фишер и правда очень хорош. Нужно только посмотреть его другие работы (лучшие — под катом). Да, он лёгкая мишень для критиков.
Двоечник, работал вышибалой в ночных клубах, женился на художнице, галеристке и дизайнере из США — и сам стал художником. Сейчас его прибрала к рукам другая галеристка и раскручивает. Но он ведь и правда талантлив.
Без всякой иронии. Меня впечатлили больше всего три его работы, выставленные в галереях. Они по-настоящему сильны.
Первая. Условная фигура человека прошлого с его архаическими представлениями и жизни и роли человека, обнимающая современного живого человека из офиса, создана в 2017 году. Согласитесь, что это сильно.

Прекрасен и киберпанковый носорог. Урс Фишер создал целую серию подобных зверей. Человечество уже вмешивается в их геном и готовится клонировать виды. Наука и животная среда — главная тема данной подборки. И вмешательство в дикую природу передано очень тонко.

Прекрасна также серия работ оплывающей жизни. Среди них выделяется фигура самого художника с бутылкой. С которого стекает воск, как и с бутылки. Тлен бытия. Тлен работы Урса Фишера. Тлен искусства. Тлен и тщет всего мира. Все мы будем стёрты с лица планеты. И разногласия по поводу искусства тоже уёдут в небытие.

Оценочное суждение. Да, Урс Фишер — человек, который занимается концептуальным искусством. По сути это акционизм внутри галерей. Оно интеллектуальное, а не художественное. Для восприятия приходится включать голову. Понятно, что олицетворяет «Большая глина 4» — глина, основной материал скульптора. Широкие куски, которое положены друг на друга, нужно размять, а потом сотворить что угодно. Но большинство людей увидят в глине только глину и будут вопить что-то невообразимое, обнажая своё нутро и подсознание. В данном случае «говно» звучит чаще всего. Что внутри у современного человека, то и снаружи, показывает художник. Я вижу именно куски глины, готовые к тому, чтобы человек искусства вылепил из него шедевр — будь то Донателло, Вера Мухина или Урс Фишер.

Но конечно, и мне многие его произведения Урса Фишера совершенно не близки. Все эти фотографии людей в цветной рамке с пририсованной ложкой, ремнём, прочими предметами или глаза в том же цветастом обрамлении, огромные плюшевые медведи под лампами, манекены и платьях, и я понимаю, что подобным скульптурам место — в художественных галереях, они не могут украсить город. Это не массовое искусство. А искусство для избранных. Тех, кто понимает и тонко чувствует. Для меня и людей, которые умеют думать и видеть красоту в обыденном.
Свежие комментарии