Под обстрелом Хмеймима подписались турки

Похоже, что к нападению боевиков на базу Хмеймим причастны турецкие "горячие головы", пытающиеся остановить сирийское наступление "непрямыми" методами
След нападения на русскую авиабазу в Хмеймиме всё же привёл в Турцию.
Причём турки сами его обозначили. Иначе трактовать два события очень трудно.Российскую базу атаковали из турецкой зоны контроля
Министерство обороны России обнародовало свои данные по месту, откуда вылетели атаковавшие базу в Сирии беспилотники террористов. Это оказался район на юго-западе зоны деэскалации в провинции Идлиб. Согласно информации агентства "РИА Новости", в Минобороны России "было установлено, что запуск дронов осуществлялся из района населённого пункта Муаззара, расположенного в юго-западной части зоны деэскалации Идлиб, контролируемого вооружёнными формированиями так называемой умеренной оппозиции".
Это сообщение можно было бы счесть просто информацией о ходе расследования инцидента, если бы как раз не название населённого пункта. Оно расположено в сугубо сельской местности — в 20 км от города Джиср-эш-Шугур и в 55 км от базы в Хмеймиме. Это довольно важное место вообще в истории сирийской гражданской войны: именно здесь в 2011 году был один из центров антиправительственного восстания, наряду с Дераа и Кунейтрой. До марта 2015 года этот стратегически важный регион, обеспечивавший доступ от Латакии в город Идлиб как раз через города Джиср-эш-Шугур и Ариха, удерживался правительственными войсками. Но тогда коалиция "Джейш аль-Фатх" ("Армия завоевания") во главе с запрещённой в России террористической организацией "Джебхат ан-Нусра", с участием протурецкой ныне "Ахрар аш-Шам" и других салафитских группировок отняли местность у правительства.
Сегодня её контролируют вперемешку две силы: Исламская партия Туркестана, у которой здесь расположена основная база, и Сирийская свободная армия (ССА). Обе они сегодня считаются протурецкими, в особенности ССА, которая турками и содержится. В этом районе есть также ареал, удерживаемый джихадистской коалицией "Хайят Тахрир аш-Шам" — по сути, той же "ан-Нусрой". Но, судя по карте расстановки сил, селение Муаззара входит в зону контроля САА.

Вопрос к туркам
Очевидно, что именно в связи с этим Минобороны России совершило демарш, отправив начальнику генштаба ВС Турции, генералу Акару Хулуси и руководителю Национальной разведывательной организации Хакану Фидану официальные письма. В них содержалось указание "на необходимость выполнения Анкарой взятых на себя обязательств по обеспечению соблюдения режима прекращения боевых действий подконтрольными вооружёнными формированиями и активизации работы по выставлению наблюдательных постов в зоне деэскалации Идлиб с целью пресечения подобных атак ударных БПЛА по любым объектам".
В принципе, это довольно злое по дипломатическим меркам обвинение в том, что официальная Анкара не просто не может, но и не старается пресекать нападения своих прокси-формирований на российскую авиабазу. А это — нарушение союзнических отношений, какими бы ситуативными и временными союзниками мы с турками в Сирии ни были.
Есть смысл напомнить, что в целом эти местности населены в значительном количестве туркоманским населением, которое Анкара считает турецким. Именно здесь началось первое наступление правительственных войск осенью 2015 года, после появления в Сирии российских ВКС. И именно здесь туркоманская группировка "1-я прибрежная дивизия Свободной сирийской армии" участвовала в согласованном с турецкой армией уничтожении нашего Су-24, а лидер группировки Имад Табак лично организовывал и сам обстреливал спасательный вертолёт, в результате чего был убит русский морской пехотинец.
Наступление правительственных войск тогда закончилось не то чтобы неудачей, но продвижением, не обеспечившим всё же возврат этой ключевой местности под свой контроль. И одной из сил, что сорвала эту операцию, была именно Турция.
Турция подписалась сама
Глубинные причины возросшей активности боевиков против российской авиабазы турки довольно наивно выдали сами — тем, что вызвали "на ковёр" в свой МИД послов России и Ирана в Анкаре.

И вот что было им предъявлено в качестве причины для столь нервного дипломатического демарша. В официальном релизе было заявлено, что "Турция обращается с призывом к России и Ирану" по "принуждению" Башара Асада к соблюдению режима прекращения огня в ранее провозглашённых демилитаризованных зонах.
На деле это означает, что сирийские правительственные войска обозначили неоспоримый успех в освобождении провинции Идлиб от террористической группировки "Джебхат ан-Нусра". К настоящему моменту наступление САА в Идлибе успешно развивается по направлению к авиабазе Дахур, до которой остались считанные километры. При этом фронт джихадистов перед наступающей армией буквально развалился, "тиграм" противостоят разрозненные отряды, а в рядах боевиков нарастают противоречия. Они уже привели к ряду боестолкновений между различными группировками в самом Идлибе.
Стратегически эта операция правительственных войск представляет собой движение с юга и с севера примерно по центру провинции, нацеленное на окружение и разгром группировок на всём востоке региона. Объективно да, оно проходит в том числе и по местностям, контролируемым "Ахрар аш-Шам" и другими протурецкими группировками. Но, во-первых, при наличествующей чересполосице зон влияния разных банд иного и быть не может. А во-вторых и в-главных, та же "аш-Шам" под Дамаском едва не захватила правительственную военную базу в полном союзе с открытыми террористами. Наконец, есть сведения, что и в Идлибе против войск правительства "аш-шамовцы" воюют вместе с "ан-нусровцами".
Так что турок понять можно: они уже привыкли к мысли, что под зоной деэскалации в Идлибе понимается её контроль над этой провинцией, включая негласную, но оккупацию. А тут оказывается, что её ситуативные союзники территориальную целостность Сирии понимают совсем иначе. Вот и захотелось кому-то из "горячих голов" в Анкаре продемонстрировать свою волю и крутость. А заодно и проредить число русских самолётов, буквально разрывающих всякие попытки террористов стянуть силы для обороны от правительственной армии.
Но теперь остаётся лишь наблюдать, какой эффект вызовут эти военные и дипломатические демарши турецкой стороны, остановят ли политики успешно наступающую САА ради сохранения отношений с Турцией, или же с ещё большей эффективностью САА вкупе с ВКС будут гвоздить джихадистских союзников турок.
Свежие комментарии